История России  /  Алексей Михайлович  /  Церковная реформа патриарха Никона

Церковная реформа патриарха Никона

Церковная реформа патриарха Никона

С начала семнадцатого века в церковной сфере проводилось множество реформ. В самом начале данного периода патриархом Филаретом были расширены монастырские землевладения. Кроме того, был учреждён патриарший двор. Таким образом, Филарет стремился при помощи реформ повысить церковный авторитет, сделав её более самостоятельной.

Однако, в 1653 году в православной церкви России происходит крупный раскол. Патриарх Никон, который желал укрепить падающий авторитет русской церкви начинает проводить реформы. Основная суть данных реформ патриарха Никона сводилась к общей унификации церковных норм. Рассматриваемая реформа Никона фактически повлекла за собой исправление большинства главных обрядов богослужения, нарушая тем самым сложившиеся на русской земле формы проведения православных русских обрядов.

При этом, церковная реформа патриарха вызвала большое негодование среди светской знати, а также части духовенства. Главным противником никонских церковных реформ выступил протопоп Аввакум, выступление которого вместе со своими сторонниками смогло положить начало такому крупному русскому явлению как старообрядчество.

Прежде всего, конфликт между старообрядцами и сторонниками греческого обряда (людьми, поддерживающими реформы Никона), обуславливал разногласия в перстосложении. Русские (великороссы) всегда крестились, слаживая вместе два пальца, а греки крестились тремя пальцами. Данные различия и привели к большому спору об исторической истинности правоты каждого.

Весь спор в итоге сводился к тому, что, на самом деле ли русский двуперстный церковный обряд , хождение посолонь (по солнцу), сугубая «аллилуйя», богослужения на семи просфорах, а также осьмиконечный крест итогом невежественных искажений русским духовенством истинных книг или нет.

При этом, существуют достоверные сведения, что при самом крещении князем Владимиром Руси, русский народ крестился только двумя пальцами. Ровно так же поступали на русской земле и до церковных реформ патриарха Никона. В период христианизации Руси, на земле Византии, однако, существовало два устава – Студийский и Иерусалимский. И всё бы ничего, вот только оба устава противоречат друг другу. После крещения греки и малороссы (украинцы) использовали Иерусалимский устав, а восточные славяне проводили обряды согласно Студийскому уставу.

Церковная реформа патриарха Никона (таблица-схема):

Церковная реформа Патриарха Никона


Интересные материалы:
Работает на Amiro CMS - Free