История России  /  Источниковедение  /  Государственная школа в русской историографии

Государственная школа в русской историографии

Государственная школа в русской историографии

Государственная школа является основным направлением в русской буржуазной историографии второй половины девятнадцатого века. Идеологи Государственной школы считали основной исторической силой так называемое надклассовое государство, которое выражало бы интересы всего общества.

При этом, в качестве теоретико-философской основы Государственной школы выступала реакционная сторона идеалистической философии Гегеля с её практической апологией монархического государства. В отличие от школы Соловьёва, Государственная школа означала полный отказ от идеи исторической закономерности либерально-буржуазной историографии.

Её основатель Б. Чичерин сформировал в конце пятидесятых годов девятнадцатого века главные положения:

· утверждение государства в качестве движущей исторической силы;

· обоснование господствующей роли государства в истории России;

· противопоставление российской истории иных государств и стран (прежде всего, истории стран Западной Европы).

Сформировалась классическая формула Государственной школы о так называемом «закрепощении сословий государством» в качестве определения социального содержания российской истории.

Государственное всесилие объяснялось также природными условиями:

· степь являлась препятствием для формирования прочных обществ;

· народ являлся «блуждающими, одиночными лицами» на бескрайнем степном пространстве.

Данным фактам противопоставлялась организующая государственная роль, которая формировала сословия, после чего закрепляло их на службе обществу. Чичерин утверждал, что каждое преобразование может осуществляться лишь государством. В таком выводе отразились все стремления буржуазии к реформам, которые должны были реализоваться исключительно мощной властью, способной предотвратить революцию в России.

В будущем представители Государственной школы также пытались связать данные концепции с новыми прогрессивными явлениями в истории (интерес к проблемам социального и экономического развития), к примеру, Ключевский. Однако в целом положения школы начали использоваться в конце девятнадцатого века в борьбе против марксизма в России.


Работает на Amiro CMS - Free