/ / Византийские исторические источники
Византийские исторические источники
Византийская традиция
историописания
Византийская историография, сохраняя устойчивые традиции
разных классических авторов, чутко относится к существенным переменам
мировоззрения и при этом носит отчётливые следы множественных ступеней
культурного развития. Хотя разделение историографии на историю и хронику
определённого времени значительно способствует рассмотрению подобных
частностей, но в это же время оно мешает полноте взгляда. Эволюция
историографии идёт вместе с историческими периодами. Например, ранний период
был началом одиннадцатого и начала семнадцатого века. Во главе промежуточной
эпохи к так называемому византизму стоит имя Прокопия, служившего источником
для своего временного периода.
Пользуясь отличными историческими образцами в методе
собственного изложения материала (например, образцами Полибия или Геродота)
автор в оценке исторических фактов и различных характеристиках деятелей
представляет любопытный образец соперничества античного старого мира с
христианским новым устоем.
Большая лучшая часть мировых историков состоит в том, что
они не чуждаются различных интересов, которые волновали светское общество. При
Македонской династии Константин Седьмой вызвал появление множества произведений
исторического характера. С одной стороны, они продолжили византийскую историю с
того периода на котором остановились Георгий Амартол и Феофан, а с другой –
рассказывали специально историю десятого века. В смысле исторической техники,
наглядности, живости и полноты особенно выделяются сочинения, которые обнимают
отдельные эпизоды и небольшие периоды.
Своего апогея историография достигла при царях из дома
Комнинов. В этот период за неё берутся самые образованные представители того
времени, исторические труды которых отличаются мастерскими характеристиками
положений и лиц, а также подробностью изложения и обширным политическим
кругозором. В эту эпоху Византия знакомится с Западом благодаря отношениям с
крестоносными вождями в силу чего люди того временного периода должны были
отдавать строгий отчёт в фактических национальных государственных задачах Византии
(а также описывать причины розни между греко-славянским Востоком и Западом).
Описывая по большей части историю собственного времени,
писатели той эпохи вносили в свои изложения много субъективных элементов,
сообщая массу превосходного исторического материала для культурной истории.
В качестве особо любопытного явления данного периода
необходимо признать так называемую «Морейскую хронику», которая описывает
судьбу Греции, с господствующими в ней французскими крестоносцами.
Последний из рассматриваемых нами периодов охватывает время
Палеологов вплоть до турецкого завоевания. Основной чертой в историографии как
и в политике того времени являлся церковный вопрос:
изложение неправд латинской церкви и её догматические споры
составляют большинство страниц исторического труда.
Интересные материалы:
|