История России  /  Источниковедение  /  Основные характеристики и принципы историографии эпохи просвещения

Основные характеристики и принципы историографии эпохи просвещения

Основные характеристики и принципы историографии эпохи просвещения

Данная историография Эпохи Просвещения отличается особым рационализмом и уходит корнями в семнадцатый и даже шестнадцатый века. Главной идеологией этого периода является вера в господство разума над различного рода суевериями. С данной точки зрения историография этого периода подвергает тотальной переоценке все былые исторические ценности. Бог полностью исключается из истории и становится скорее уделом философов.

Вера в господство разума по большей части была связана с верой в прогресс, который рассматривался как постепенное культурное развитие искусств, наук, нравов, а также торговли и техники. Просветители желали разработать общий метод познания как общества, так и природы, а также включить явления жизни людей в единство всех закономерностей в мире. Таким образом, они предлагают новое понимание истории как науки. Согласно этому, история является не сценой для действий правителей, но прежде всего для человечества и цивилизации, в общем.

Анри де Буленвилье в произведении «История древнего правительства Франции» выдвигает теорию, согласно которой французское общество и государственность сформировалось в результате завоевания Галлии. Аббат Дюбо в свою очередь публикует Критическую историю, утверждая, что так называемая франкская монархия является органическим продолжением римской империи, но впоследствии происходит узурпация власти дворянами.

Шарль Луи Монтеспье в своих размышлениях о былом Риме утверждает, что жизнь общества подчиняется объективным определённым закономерностям, не зависящими ни от высшего разума, ни от воли людей. С именем данного автора связано обоснование тезиса о фактическом влиянии географической среды на устройство общества.

Франсуа Вальтер в своём Опыте о духе и нравах охватывает период от правления Карла Великого до Людовика Восьмого, соединяя просветительную философию и историю. Также он вводит в оборот понятие философии истории. В качестве первичного элемента человеческого прогресса автор считает человеческий разум.

Жан Жак Руссо в произведении «Рассуждение о причинах и происхождении неравенства…» выделял несколько периодов человечества. Первый период – человек как животное, которое поддаётся инстинктам и толчком к развитию которого было только размножение. Второй период – добыча полезных ископаемых (железо), а также появление частной собственности и пр. В системе Руссо исторический процесс разворачивается как закономерный и единый, а формирование и смена общественных форм связывается с развитием материальной жизни и появлению разнообразных приёмов деятельности.

В Англии данный период развития пришёлся на упразднение феодальных отношений. Английское Просвещение по сравнению с французским было более умеренным. Девид Юм представил историю как определённый процесс на который оказывают влияние разные факторы (религия, климат и пр.).

В основе периодизации данного автора лежит царствование королей и династий. У него довольно много недостатков, так как идёт постоянный пересказ иных авторов без какой – либо критики.


Интересные материалы:
клинический психолог консультация