/ / Основные характеристики и принципы историографии эпохи просвещения
Основные характеристики и принципы историографии эпохи просвещения
Основные
характеристики и принципы историографии эпохи просвещения
Данная историография Эпохи Просвещения отличается особым
рационализмом и уходит корнями в семнадцатый и даже шестнадцатый века. Главной
идеологией этого периода является вера в господство разума над различного рода
суевериями. С данной точки зрения историография этого периода подвергает
тотальной переоценке все былые исторические ценности. Бог полностью исключается
из истории и становится скорее уделом философов.
Вера в господство разума по большей части была связана с
верой в прогресс, который рассматривался как постепенное культурное развитие
искусств, наук, нравов, а также торговли и техники. Просветители желали
разработать общий метод познания как общества, так и природы, а также включить
явления жизни людей в единство всех закономерностей в мире. Таким образом, они
предлагают новое понимание истории как науки. Согласно этому, история является
не сценой для действий правителей, но прежде всего для человечества и
цивилизации, в общем.
Анри де Буленвилье в произведении «История древнего
правительства Франции» выдвигает теорию, согласно которой французское общество
и государственность сформировалось в результате завоевания Галлии. Аббат Дюбо в
свою очередь публикует Критическую историю, утверждая, что так называемая
франкская монархия является органическим продолжением римской империи, но
впоследствии происходит узурпация власти дворянами.
Шарль Луи Монтеспье в своих размышлениях о былом Риме
утверждает, что жизнь общества подчиняется объективным определённым
закономерностям, не зависящими ни от высшего разума, ни от воли людей. С именем
данного автора связано обоснование тезиса о фактическом влиянии географической
среды на устройство общества.
Франсуа Вальтер в своём Опыте о духе и нравах охватывает
период от правления Карла Великого до Людовика Восьмого, соединяя
просветительную философию и историю. Также он вводит в оборот понятие философии
истории. В качестве первичного элемента человеческого прогресса автор считает
человеческий разум.
Жан Жак Руссо в произведении «Рассуждение о причинах и
происхождении неравенства…» выделял несколько периодов человечества. Первый
период – человек как животное, которое поддаётся инстинктам и толчком к
развитию которого было только размножение. Второй период – добыча полезных
ископаемых (железо), а также появление частной собственности и пр. В системе
Руссо исторический процесс разворачивается как закономерный и единый, а
формирование и смена общественных форм связывается с развитием материальной
жизни и появлению разнообразных приёмов деятельности.
В Англии данный период развития пришёлся на упразднение
феодальных отношений. Английское Просвещение по сравнению с французским было
более умеренным. Девид Юм представил историю как определённый процесс на
который оказывают влияние разные факторы (религия, климат и пр.).
В основе периодизации данного автора лежит царствование
королей и династий. У него довольно много недостатков, так как идёт постоянный
пересказ иных авторов без какой – либо критики.
Интересные материалы:
|