История России  /  История культуры  /  Античная культура: общая характеристика

Античная культура: общая характеристика

К исследователям античной культуры принято относить следующих исследователей древности и старины: философ А.Ф. Лосев история античной эстетики, античный космос и современной науки, очерки античного символизма и мифологии. Г.С. Кнабе (раздел об античном полисе, особенности полисного сознания, влияние античности на русскую культуру). Тахо -Годи занимался изучением мифологии. Андре Боннар описывал влияние географического фактора на особенности античной культуры.

Определение термина «античность»

Античность – это термин, который происходит от слов – антикус в переводе - древний текст, термин введен в эпоху возрождения итальянскими гуманистами для обозначения греко-римской культуры.

Под античностью принято понимать совокупность древнегреческой и древнеримской культуры. В настоящий момент термин античность понимается как совокупность древнегреческой и древнерусской культуры. Историки отмечают, что основание для единства древнегреческой, древнеримской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос. политических форм – полис).

Полис порождает особый тип сознания – полисное сознание, полис складывается из разных групп землевладельцев, складывается аппарат управления, суд, армия, но все должности выборные, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг - хранить верность понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. Гражданин полиса – это всегда землевладелец.

Базовые черты полисного сознания

1. Каждый гражданин осознает значимость свободы и обладает значительными свободами.

2. Человек должен ставить личные интересы ниже интересов всего полиса, только тогда он может считаться полезным членом общества.

Общая характеристика понятия античность

1. Важная категория – космологизм.

Космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.

Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим, поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах.

2. Идея рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность), раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року, представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному фатализму

Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора, становясь при этот героем.

Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения, оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности, гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер, Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии (культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)

Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа – поэзией, танцами, музыкой.

4. Идея состязательности или принцип Агона.

Состязательность пронизывают все сферы деятельности человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия 1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно диалектика сегодня.

5. Праздничность и зрелища в античной культуре

Праздники, посвященные тем или иным богам. Например, Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда. Переодевали крестьянина, и он в роли, ходил затем его поедал настоящий зверь – зрители улюлюкают.

Периодизация античной культуры:

1. Крито-меккенский (эгейский) период - 3 тыс. – 1 тысяч лет до нашей эры)

Существовала на островах Крит, Ферра, острова Киклатского архипелага. На балканском полуострове.

Материковая Греция (Микены, Тиринф, Эпилос) город Троя. Расцвет приходится на 2 тыс до н.э. причем ее вклад эта культура становится важным связующим звеном между культурой Древнего Востока и собственно греческой культурой, на рубеже 3-2 тыс на острове Крит впервые в Европе сложится государство и возникнут центры Кносс Фест, Малия

В XVI веке до нашей эры был уничтожен землетрясением

2. Гомеровский период (11—8 вв. до н. э.),

Название периода произошло от от имени Гомера, потому что его поэмы Одиссея и Илиада являются основными источниками наших сведении о данном периоде, они дают представление о быте, нравах, одежде, людей того периода.

Основное население Греции того периода это крестьяне поселенцы, поселения носят общинный характер. Зарождается архитектура, которая сохранилась только в развалинах. Это архитектура выступает некой переработкой микенской архитектуры.

Важное место занимает так называемый «гомеровский вопрос». В истории мировой культуры, начиная с 18 века ведутся споры о существовании Гомера. Выделяют 2 точки зрения:

1) Это персонаж вымышленный

2) Это реально живущий человек

Но наиболее правленой является точка зрения, что Гомер, которое в переводе означает прилаживающий, присоединяющий одно к другому.

К концу 8 века до н.э. возникли предпосылки для культурного переворота, которым и будет объясняться феномен «греческого чуда»

3. Период архаики (VII-VI век до нашей эры).

1) Расслоение населения. Появляются землевладельцы, но большая часть это крестьяне общинники, в дальнейшем это приведет к образовании 2 классов: рабы и рабовладельцы. Рабами были пленники и крестьяне попавшие в зависимость, рабовладельцы – крупные ремесленники и купцы

2) Складываются города-государства с разными формами управления: олигархия (руководят несколько богатых людей), демократия и тирания (власть одного)

3) рост городов, следовательно, расширение строительства

В этот период развивается морская торговля, судостроение, мореплавание,


Интересные материалы:
Работает на Amiro CMS - Free