История России  /  Историография  /  Становление идеологии славянофильства

Становление идеологии славянофильства

История становления идеологии славянофильства

В 1840-е годы сложилась славянофильская идеология. По классовой основе – дворянская. Однако они выступали за ограничение самодержавия, отмену крепостного права сверху руками помещиков – представляли собой дворянскую оппозицию правлению Николая. Противопоставляли историю России и Запада – всесторонне развили концепцию самобытности.

В истории каждого государства раскрывается дух народа (в России он заключался в религиозности, покорности и общинности). В первозданном виде он существовал в допетровской Руси. До конца XVII века народ и государство не мешали друг другу. Петр принёс чуждые нравы, поработил народ, ввёл крепостное право и извратил национальные качества народа.

В перспективе считали необходимым вернуться к допетровским временам.

Главная особенность истории по их мнению – община, в которой народ нашёл свой дух. Благодаря общине русская история отличалась от западной и носила мирный характер.

Особенно полно взгляды славянофилы выразил Аксаков: «Об основных началах русской истории», «О русской истории» (статьи с теоритическими обоснованиями). Близки ему Хомяков и Киреевский. У славянофилов были общие черты с официально-охранительным направлением, но в отличие от него, они представляли дворянский либерализм и были дворянской оппозицией режиму. Он признавали в истории народ – поэтому они проявляли интерес к народной жизни (фольклору) и истории крестьянства.

К славянофилам относился И. Д. Беляев (не идеолог, историк) – создал значительный труд в славянофильской историографии «Крестьяне на Руси» (первый труд по истории крестьянства!). В основе лежит славянофильская концепция. Привлёк много источников, описывая разные группы крестьянства, быт, культуру, положение в общине.

Он также занимался историей Пскова – «История Пскова и Псковской земли» 1841 г.


Интересные материалы:
Работает на Amiro CMS - Free