/ / Концепция «Москва – третий Рим»
Концепция «Москва – третий Рим»
Концепция «Москва –
третий Рим»
Концепцией Москвы как Третьего Рима называют политическую и
религиозно-историософская идею, которая использовала для основания
определённого политического и религиозного значения разных держав в роли
преемников Римской империи.
Данная идея была основана на так называемом translatio
imperii или «переносе империи». Она использовалась для легитимации притязаний
правящих династий на преемственность по отношению к Византии.
Примерно к началу шестнадцатого века, сбросив оковы
татарской зависимости, обретя независимость и объединив вокруг себя множество
русских земель, Москва становится мощным государственным образованием.
Кроме этого, Иван Третий взял в жёны Софью Палеолог и хотя
она являлась царевной несуществующей Византийской империи, но она вместе с
гербом бывшей державы (двуглавый орёл) проецировала образ нового Рима. Таким
образом, Московское княжество как бы становилось преемницей Византии как в
религиозном, так и в политическом отношении.
При этом, Европу в начале правления Петра Третьего ошеломило
появление на востоке от её границ огромного развитого государства, с которой ей
теперь предстояло искать формы политического союза.
После того как Москва уклонилась от папской коронации и
антитурецкой коалиции, она продемонстрировала Западу идеологему «Москвы –
третьего Рима», заявив о собственной автономии в объединении христианских
государств, а также о собственном праве на ведение политики на Востоке, показав
Западу, что с этой силой нужно считаться.
Рассматриваемую теорию «Москвы как третьего Рима», как
правило, связывают с Филофеем, являющимся старцем псковского Елизарова
монастыря. И действительно, данный человек в письмах к великому Московскому
князю и царю обосновал и сформулировал идеологию согласно господствовавшим в
тот период времени духовными запросами и миропониманием общества.
Вместе с этой, исследователи рассматривают другие точки зрения
об авторстве идеи и времени генезиса. Существует концепция, утверждающая, что
впервые данная идея была выдвинута намного раньше митрополитом Зосимой, являясь
предисловием его известного труда «Изложение Пасхалии», написанной в 1492 году.
А Филофей только обосновал её доступными для того времени словами, согласно
духовным запросам и взглядам на жизнь общества.
Как бы там ни было, данная концепция активно используется и
сейчас, но более в метафоричном смысле.
Интересные материалы:
|