История России  /  Князь Иван III  /  Концепция «Москва – третий Рим»

Концепция «Москва – третий Рим»

Москва - третий Рим

Концепция «Москва – третий Рим»

Концепцией Москвы как Третьего Рима называют политическую и религиозно-историософская идею, которая использовала для основания определённого политического и религиозного значения разных держав в роли преемников Римской империи.

Данная идея была основана на так называемом translatio imperii или «переносе империи». Она использовалась для легитимации притязаний правящих династий на преемственность по отношению к Византии.

Примерно к началу шестнадцатого века, сбросив оковы татарской зависимости, обретя независимость и объединив вокруг себя множество русских земель, Москва становится мощным государственным образованием.

Кроме этого, Иван Третий взял в жёны Софью Палеолог и хотя она являлась царевной несуществующей Византийской империи, но она вместе с гербом бывшей державы (двуглавый орёл) проецировала образ нового Рима. Таким образом, Московское княжество как бы становилось преемницей Византии как в религиозном, так и в политическом отношении.

При этом, Европу в начале правления Петра Третьего ошеломило появление на востоке от её границ огромного развитого государства, с которой ей теперь предстояло искать формы политического союза.

После того как Москва уклонилась от папской коронации и антитурецкой коалиции, она продемонстрировала Западу идеологему «Москвы – третьего Рима», заявив о собственной автономии в объединении христианских государств, а также о собственном праве на ведение политики на Востоке, показав Западу, что с этой силой нужно считаться.

Рассматриваемую теорию «Москвы как третьего Рима», как правило, связывают с Филофеем, являющимся старцем псковского Елизарова монастыря. И действительно, данный человек в письмах к великому Московскому князю и царю обосновал и сформулировал идеологию согласно господствовавшим в тот период времени духовными запросами и миропониманием общества.

Вместе с этой, исследователи рассматривают другие точки зрения об авторстве идеи и времени генезиса. Существует концепция, утверждающая, что впервые данная идея была выдвинута намного раньше митрополитом Зосимой, являясь предисловием его известного труда «Изложение Пасхалии», написанной в 1492 году. А Филофей только обосновал её доступными для того времени словами, согласно духовным запросам и взглядам на жизнь общества.

Как бы там ни было, данная концепция активно используется и сейчас, но более в метафоричном смысле.


Интересные материалы:
Работает на Amiro CMS - Free