В одиннадцатом – двенадцатом веках произошёл подъём развития
культуры киевского государства. Культурными центрами становятся крупные города,
которые приобрели за счёт реформ статус европейских центров (Киев, Галич,
Новгород).
Проведённые в этих землях раскопки показали учёным, что
народ, обитавший в то время по большей части был грамотный (хотя бы на базовом
уровне). Об этом сделали выводы, основываясь на сохранившихся деловых расписках,
челобитных, распоряжениях о хозяйственных делах и других документах.
Кроме того, доподлинно известно, что и до того как было
принято христианство, Русь знала письменность. Первые рукописные книги
сохранившиеся с того времени представляют собой уникальные произведения
искусства. Написаны они, как правило, на очень дорогом пергаменте, который
изготавливался из обработанной козлиной, телячьей или бараньей кожи, а украшали
их превосходные цветные миниатюры.
Большая часть дошедших до нас книг, которая относится к
данному периоду, имеет религиозное содержание (из ста тридцати книг около
восьмидесяти содержат базовые знания христианской морали и вероучения). Однако
наравне с этим, тогда была и религиозная литература для чтения.
Отлично сохранился «Физиолог» - сборник небольших рассказов
о легендарных и реально существующих камнях, деревьях и птицах (в конце каждого
повествования была религиозная притча, связанная с данным существом или
предметом). К этому же времени исследователи относят и такие выдающиеся литературные
церковные памятники как «Слово о законе и благодати», приписываемое перу
митрополита Иллариона, а также проповеди Кирилла Туровского. Ещё существовали
«апокрифы» (от греческого слова «потаённый») – рассказы, нетрадиционно
истолковывающие библейские сюжеты. Самым популярным из них считается «Хождение
Богородицы по мукам».
Выдающимся литературным памятником считается и «Поучение»
Владимира Мономаха, являющегося поучением княжеским детям и содержащим поучения
о том, как должны в миру вести себя отпрыски дружинников.
И наконец, самым значительным колоссом древнерусской
литературы является «Слово о полку Игореве», основой которому послужил поход,
предпринятый Игорем Святославичем против половцев. Огромной утратой считается
то, что единственная рукопись данного текста сгорела в Москве во время пожара
(1812 год).
Видео-лекция по теме: Древнерусские литературные памятники