/ / Краткая биография Протопопа Аввкума
Краткая биография Протопопа Аввкума
Протопоп Аввакум
(кратко)
Был рождён в семье священника в селе Григорьеве
Макарьевского уезда Нижегородской губернии. После его женитьбы на жительнице
того же села Настасье Марковне он был скоро рукоположён в дьяконы, а через три
года стал священником в Лопатинцах.
Его стремление жёстко обличать разные поступки прихожан
привело к его скорому столкновению с паствой. В 1646 году Аввакума избивают и
выгоняют из села вместе с семьёй (сыном и женой). Он переезжает в Москву, где
он был поддержан земляком Иваном Нероновым.
В столице Аввакум активно включается в деятельность нового
кружка русских богословов под названием «Ревнители древнего благочестия»,
возглавляемое царским духовником Стефаном Вонифатьевым. Уже в 1653 году
протопоп Аввакум начинает открытую борьбу с патриархом Никоном, резко выступая
против исправления церковных книг. Возмущало его также и запрещение двуперстия,
а также церковные реформы Алексея Михайловича. Аввакум подаёт челобитную
правителю, в которой выступал за сохранение былых обрядов. Он полностью
отказался принимать изменения в богослужении за что скоро был сослан в ссылку.
После десятилетней ссылки, в 1664 году по ходатайству
московских друзей Аввакум возвращается в Москву. Царь Алексей Михайлович,
рассорившийся к тому времени с Никоном принимает его со всей милостью и даже
даёт указ поселить его в Кремле, около Новодевичьего монастыря. Аввакум
обращается с челобитной к правителю, требуя исправления содеянной ереси. Сам же
протопоп демонстративно отказывался посещать церкви в которых служили по новым
обрядам.
Летом 1664 года церковные иерархи, которые опасались
волнений старообрядцев в Москве, смогли добиться от царя Алексея решения о
новой ссылке протопопа в Пустозерск. Там он был заключён в деревянный сруб, а
потом в земляную тюрьму, но это его не переубедило. Во время этого
пятнадцатилетнего заточения в Пустозерске он пишет два больших сборника
богословских сочинений: «Книгу толкований» и «Книгу бесед», много грамот и
посланий старообрядцам. Данные тексты передавались из места его заключения, как
в полном объёме, так и по частям, а потом рассылались по многочисленным
старообрядческим общинам.
Все написанные им книги свидетельствуют о смелости и его
широких богословских интересах. Он даже решается подробно истолковать тексты
самого Священного Писания. Так, в «Книгу толкований» входят разъяснения
некоторых псалмов и др.
Четырнадцатого апреля 1682 года Аввакум с ближайшими
друзьями были сожжены в деревянном срубе.
Интересные материалы:
|