Местничеством на Руси историки называют систему
распределения должностей не по умениям и навыкам, но согласно знатности рода
претендента. Данная система была полностью отменена, согласно решению приговора
Земского Собора от двенадцатого января 1682 года.
Итак, формирование государственного управленческого аппарата
с конца пятнадцатого века осуществлялось согласно принципу местничества, по
большей части воспринятому из обихода польско-литовского законодательства.
Рассматриваемая система местничества основывалась на фундаменте фактической
знатности происхождения. То есть, чем выше положение занимали предки
претендента, тем более высокий пост он мог получить в государственной иерархии.
Подобная практика превращала русское боярство в циклическую
замкнутую систему, подменяя сословными интересами интересы общесоциальные.
Кроме описанной знатности (то есть, принадлежности к некой знатной фамилии)
также учитывалось и положение человека внутри этого знатного рода. Старшие в
роду обладали большим преимуществом, нежели молодые. Кроме того, учитывались
заслуги предков определённого знатного рода. К примеру, сын боярина, который
проявил себя на службе имел приоритет перед своим кузеном, отец которого никак
не прославился. Согласно собственному титулу сидели приглашённые к царскому
столу бояре. При этом, между аристократами регулярно вспыхивали «местнические
споры» - кто имеет право на ту или иную должность и кто из них более знатнее.
Данные споры по большей части должен был разрешать сам правитель при участии
чиновников Разрядного приказа.
Недостатки и достоинства местничества
Историки оценивают местническую систему по-разному. Однако,
большинство из них видит в ней негатив, так как фактический подбор по знатности
служилых людей на руководящие важные для государства должности осуществлялся не
по личным талантам и способностям, а по знатности рода, который, собственно, не
имел ничего общего с профессионализмом в определённой области, что существенно
ухудшало эффективность кадров.
Наряду с этим предположением, историк Володихин утверждает в
своих работах, что несмотря на очевидные негативные стороны местнической
системы управления, само местничество было способно примерить служилых
аристократов, определяя, кто из претендентов должен получить ту или иную
должность.