Развитие образовательной системы в Российской империи во
второй половине восемнадцатого века проходило под влиянием так называемого
просвещённого абсолютизма Екатерины Второй. В данный период были сформированы
кадетские корпуса, Воспитательные дома, Смольный институт, а также множество
иных учёбных заведений. Вырабатывается устав для народных училищ.
При этом, екатерининская реформа образования не была
доведена до логического завершения. Однако, именно она смогла сыграть основную
роль в дальнейшем развитии российского образования. Так, за 1782 – 1800 годы
множество школ сумело окончить около двухсот тысяч детей, семь процентов из
которых были девочками. В начале девятнадцатого века в России насчитывалось
триста пансионов и школ с двадцатью тысячами учащихся, которым преподавали
около восьмисот учителей.
Императрица России пристально изучала опыт организации
народного образования в ведущих европейских странах, внедряя новаторские
педагогические идеи. К примеру, в России восемнадцатого века довольно известны
и популярны были труды Яна Каменского, а также Локка (такие как «Мысли о
воспитании») и Фенелона. Из этого была сложена и новая формулировка школьных
задач: воспитывать, а не только обучать. В основе всего был гуманитарный идеал,
который зародился в период Возрождения. Он проповедовал «уважение к свободе и
правам личности», а также исключал из педагогики всякое проявление принуждения
и насилия. Однако, такая воспитательная концепция Екатерины Второй требовала
большой изоляции каждого ребёнка от его семьи с последующей передачей его в
руки учителя. При этом, уже в восьмидесятых годах всё внимание было вновь
перенесено на обучение с воспитания.
Фундаментом образовательной реформы являлись австрийская и
прусская системы образования. Также, предполагалось учредить три отдельных
разновидности школ:
·
главные;
·
средние;
·
малые.
В последних преподавались начатки русской грамматики,
священная история, катехизис, знание цифр, письмо, чтение. В средних школах
было добавлены краткая география России, русская и всеобщая история, русская
грамматика с различными орфографическими упражнениями, а также объяснение
Евангелия. В главной школе преподавались основы гражданской архитектуры,
естественной истории, физики, механики, геометрии, упражнения по деловому
письму, математическая география, подробный курс истории и географии и пр.
Видео-лекция по теме: реформа образования Екатерины II