/ / Английская историческая мысль (II половины XIX в.)
Английская историческая мысль (II половины XIX в.)
Английская
историческая мысль 2 половины XIX века.
В конце девятнадцатого века формируется новое направление в
науке под названием позитивизм. Его сторонники признавали в качестве объектов
науки лишь общее в изучаемых явлениях.
Основной моделью для них было естествознание. После выхода в свет трудов
Дарвина в 1859 году коренным образом меняются отношения между наукой о природе
и историей.
При этом, такое понятие как «эволюция» становится для обоих
общим, а описанные Дарвином методы естествознания были приемлемы и для изучения
исторических процессов. По этой причине стиралось основное различие. Сами
позитивисты считали, что наука состоит из двух отдельных элементов: разработки
законов и установления фактов. Джон Стюарт Милль считал, что закон
устанавливается путём обычного перечисления признаков явления. Кроме того,
методология истории обязана быть ориентирована не на изучение поступков
индивидов, а на фактическое выявление роли, которую играют мировоззрение и
общественные отношения в деятельности исторических личностей.
При этом в качестве таковых действий представлялись как
действия индивидуального характера, так и совокупный результат единых законов
человеческой природы.
Генри Томаса Бокль в произведении «История цивилизации в Англии»
подчёркивает научных статус истории и видит её основную задачу в открытии
универсальных «законов человеческого духа», а также обобщении отдельных фактов.
Согласно взглядам данного автора, вся человеческая история является историей
зависимости человека от природных условий или же в стремлении человеческого
существа овладеть природой, подчинив её законы себе. Таким образом, культурные
и исторические традиции являлись по его мнению лишь производными от природных
внешних условий.
В этот же момент главным источником исторического прогресса
разных цивилизованных народов автор считал развитие идей и знаний.
Интересные материалы:
|