История России  /  Источниковедение  /  Английская историческая мысль (II половины XIX в.)

Английская историческая мысль (II половины XIX в.)

Английская историческая мысль 2 половины XIX века.

В конце девятнадцатого века формируется новое направление в науке под названием позитивизм. Его сторонники признавали в качестве объектов науки лишь общее в изучаемых явлениях. Основной моделью для них было естествознание. После выхода в свет трудов Дарвина в 1859 году коренным образом меняются отношения между наукой о природе и историей.

При этом, такое понятие как «эволюция» становится для обоих общим, а описанные Дарвином методы естествознания были приемлемы и для изучения исторических процессов. По этой причине стиралось основное различие. Сами позитивисты считали, что наука состоит из двух отдельных элементов: разработки законов и установления фактов. Джон Стюарт Милль считал, что закон устанавливается путём обычного перечисления признаков явления. Кроме того, методология истории обязана быть ориентирована не на изучение поступков индивидов, а на фактическое выявление роли, которую играют мировоззрение и общественные отношения в деятельности исторических личностей.

При этом в качестве таковых действий представлялись как действия индивидуального характера, так и совокупный результат единых законов человеческой природы.

Генри Томаса Бокль в произведении «История цивилизации в Англии» подчёркивает научных статус истории и видит её основную задачу в открытии универсальных «законов человеческого духа», а также обобщении отдельных фактов. Согласно взглядам данного автора, вся человеческая история является историей зависимости человека от природных условий или же в стремлении человеческого существа овладеть природой, подчинив её законы себе. Таким образом, культурные и исторические традиции являлись по его мнению лишь производными от природных внешних условий.

В этот же момент главным источником исторического прогресса разных цивилизованных народов автор считал развитие идей и знаний.


Интересные материалы: