История России  /  Источниковедение  /  Византийские исторические источники

Византийские исторические источники

Византийская традиция историописания

Византийская историография, сохраняя устойчивые традиции разных классических авторов, чутко относится к существенным переменам мировоззрения и при этом носит отчётливые следы множественных ступеней культурного развития. Хотя разделение историографии на историю и хронику определённого времени значительно способствует рассмотрению подобных частностей, но в это же время оно мешает полноте взгляда. Эволюция историографии идёт вместе с историческими периодами. Например, ранний период был началом одиннадцатого и начала семнадцатого века. Во главе промежуточной эпохи к так называемому византизму стоит имя Прокопия, служившего источником для своего временного периода.

Пользуясь отличными историческими образцами в методе собственного изложения материала (например, образцами Полибия или Геродота) автор в оценке исторических фактов и различных характеристиках деятелей представляет любопытный образец соперничества античного старого мира с христианским новым устоем.

Большая лучшая часть мировых историков состоит в том, что они не чуждаются различных интересов, которые волновали светское общество. При Македонской династии Константин Седьмой вызвал появление множества произведений исторического характера. С одной стороны, они продолжили византийскую историю с того периода на котором остановились Георгий Амартол и Феофан, а с другой – рассказывали специально историю десятого века. В смысле исторической техники, наглядности, живости и полноты особенно выделяются сочинения, которые обнимают отдельные эпизоды и небольшие периоды.

Своего апогея историография достигла при царях из дома Комнинов. В этот период за неё берутся самые образованные представители того времени, исторические труды которых отличаются мастерскими характеристиками положений и лиц, а также подробностью изложения и обширным политическим кругозором. В эту эпоху Византия знакомится с Западом благодаря отношениям с крестоносными вождями в силу чего люди того временного периода должны были отдавать строгий отчёт в фактических национальных государственных задачах Византии (а также описывать причины розни между греко-славянским Востоком и Западом).

Описывая по большей части историю собственного времени, писатели той эпохи вносили в свои изложения много субъективных элементов, сообщая массу превосходного исторического материала для культурной истории.

В качестве особо любопытного явления данного периода необходимо признать так называемую «Морейскую хронику», которая описывает судьбу Греции, с господствующими в ней французскими крестоносцами.

Последний из рассматриваемых нами периодов охватывает время Палеологов вплоть до турецкого завоевания. Основной чертой в историографии как и в политике того времени являлся церковный вопрос:

изложение неправд латинской церкви и её догматические споры составляют большинство страниц исторического труда.


Интересные материалы: