/ / Античная культура: общая характеристика
Античная культура: общая характеристика
К исследователям античной культуры принято относить
следующих исследователей древности и старины: философ А.Ф. Лосев история
античной эстетики, античный космос и современной науки, очерки античного
символизма и мифологии. Г.С. Кнабе (раздел об античном полисе, особенности
полисного сознания, влияние античности на русскую культуру). Тахо -Годи
занимался изучением мифологии. Андре Боннар описывал влияние географического
фактора на особенности античной культуры.
Определение термина «античность»
Античность – это термин, который происходит от слов –
антикус в переводе - древний текст, термин
введен в эпоху возрождения итальянскими гуманистами для обозначения
греко-римской культуры.
Под античностью принято понимать совокупность
древнегреческой и древнеримской культуры. В настоящий момент термин античность
понимается как совокупность древнегреческой и древнерусской культуры. Историки
отмечают, что основание для единства древнегреческой, древнеримской культуры
может служить полисное сознание (результат сходных гос. политических форм –
полис).
Полис порождает особый тип сознания – полисное сознание,
полис складывается из разных групп землевладельцев, складывается аппарат
управления, суд, армия, но все должности выборные, залогом выживания такого
коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг - хранить верность понимать ценность
полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. Гражданин
полиса – это всегда землевладелец.
Базовые черты полисного сознания
1. Каждый гражданин осознает значимость свободы и обладает
значительными свободами.
2. Человек должен ставить личные интересы ниже интересов
всего полиса, только тогда он может считаться полезным членом общества.
Общая характеристика понятия античность
1. Важная категория – космологизм.
Космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху
античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который
противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.
Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает
как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим,
поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные
боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все
достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах.
2. Идея рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность),
раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року,
представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному
фатализму
Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора,
становясь при этот героем.
Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения,
оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности,
гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер,
Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии
из духа музыки»
3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира
оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим
эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии
(культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)
Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа –
поэзией, танцами, музыкой.
4. Идея
состязательности или принцип Агона.
Состязательность пронизывают все сферы деятельности
человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной
жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия
1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с
античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух
протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно
диалектика сегодня.
5. Праздничность и зрелища в античной культуре
Праздники, посвященные тем или иным богам. Например,
Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все
натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а
Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда.
Переодевали крестьянина, и он в роли, ходил затем его поедал настоящий зверь –
зрители улюлюкают.
Периодизация античной культуры:
1. Крито-меккенский (эгейский) период - 3 тыс. – 1 тысяч лет до нашей эры)
Существовала на островах Крит, Ферра, острова Киклатского
архипелага. На балканском полуострове.
Материковая Греция (Микены, Тиринф, Эпилос) город Троя.
Расцвет приходится на 2 тыс до н.э. причем ее вклад эта культура становится
важным связующим звеном между культурой Древнего Востока и собственно греческой
культурой, на рубеже 3-2 тыс на острове Крит впервые в Европе сложится
государство и возникнут центры Кносс Фест, Малия
В XVI
веке до нашей эры был уничтожен землетрясением
2. Гомеровский период (11—8 вв. до н. э.),
Название периода произошло от от имени Гомера, потому что
его поэмы Одиссея и Илиада являются
основными источниками наших сведении о данном периоде, они дают представление о
быте, нравах, одежде, людей того периода.
Основное население Греции того периода это крестьяне поселенцы,
поселения носят общинный характер. Зарождается архитектура, которая сохранилась
только в развалинах. Это архитектура выступает некой переработкой микенской
архитектуры.
Важное место занимает так называемый «гомеровский вопрос». В
истории мировой культуры, начиная с 18 века ведутся споры о существовании
Гомера. Выделяют 2 точки зрения:
1) Это персонаж вымышленный
2) Это реально живущий человек
Но наиболее правленой является точка зрения, что Гомер,
которое в переводе означает прилаживающий, присоединяющий одно к другому.
К концу 8 века до н.э. возникли предпосылки для культурного
переворота, которым и будет объясняться феномен «греческого чуда»
3. Период архаики (VII-VI век до нашей эры).
1) Расслоение населения. Появляются землевладельцы, но
большая часть это крестьяне общинники, в дальнейшем это приведет к образовании
2 классов: рабы и рабовладельцы. Рабами были пленники и крестьяне попавшие в
зависимость, рабовладельцы – крупные ремесленники и купцы
2) Складываются города-государства с разными формами
управления: олигархия (руководят несколько богатых людей), демократия и тирания
(власть одного)
3) рост городов, следовательно, расширение строительства
В этот период развивается морская торговля, судостроение,
мореплавание,
Интересные материалы:
|