История России  /  История культуры  /  Роль мифа и мифологии в первобытной культуре

Роль мифа и мифологии в первобытной культуре

Что такое миф и мифология?

Миф представляет собой попытку первобытного человека объяснить явления окружающей действительности на основе практических знаний и опыта первобытного человека. Он представляет собой отражение действительности в конкретно чувственных образах, одушевление существ, которые мыслятся предельно реально. Через миф и мифологию передаются знания, опыт из поколения в поколение.

Какие бывают мифы?

  1. Космогонические мифы;
  2. Антропогонические мифы;
  3. Тотемические – мифы о прародителях человека (животных)
  4. Календарные – мифы о погоде и природных явлениях
  5. Этиологические мифы (введение культурных благ, о регуляции человеческого поведения).

Сходства и отличия мифов и сказок

Сходства мифа и сказки заключаются в антропоморфизме, а различие:

1. В мифологический образ верят, а в сказку нет.

2. Миф объясняет какую-то черту окружающего мира, а сказка служит для развлечения.

3. В мифе есть особое «мифологическое время» - это стародавнее времена, которые отдалены от современности значительным промежутком времени.

Причины появления мифологии связываются с потребностью человека объяснять явления окружающего мира, что связано с ростом любознательности и производительных сил человека.

В мифе запечатлевается все то, что человек видит вокруг себя.

Миф повествует о событии которое происходит в неком правремении ( сакральном или священном) в этом времени действуют предки, т.е тотемы или духи, которые оказываются бессмертными. Правремя может рассматриваться как время перводействии, как эпоха первовещей (превый огонь, первый дом). Время же в котором живут племена составляющее миф это профанное время (время истории, где совершаются реальные события).

Главная задача мифа – превратить хаос в космос. Космос - это порядок, структура мира, который застал человек. Космический порядок имеет трех частное деление – это небо, земля и подземное царство. Время мифа может рассматриваться как время сновидения. Это говорит о том, что события правремени могут появляться в снах человека. И миф становится вестью, которая доходит до нас со времен творения.

Изучение мифологии

Мифы были изучены психологами 20 века. К-Г. Юнг. Является учеником Зигмунда Фрейда. Он вводит понятие как «коллективное бессознательное» – это сама древняя форма человеческого духа, некие общие человеческие представления о том или ином явлении. Структуру задают архетипы, которые влияют на поступки человека на отношения с окружающей средой.

Архетип – это форма без собственного содержания, которая является важнейшей структурной единицей коллективного бессознательного, организующая и направляющая психические процессы. Архетип проявляет себя в виде символов (образы героев, мифы, фольклор).

Можно сделать вывод: архетипы фиксируют в себе обобщенный опыт человечества, опыт предков, который передается следующим поколениям, а значит и мифы есть не что иное, как память о тех временах, которые человеком уже забыты. Все что произошло в мифе было на столько давно, что память уже воспроизвести не может. Вся мифология – проекция коллективного бессознательного.


Интересные материалы: