/ / Роль мифа и мифологии в первобытной культуре
Роль мифа и мифологии в первобытной культуре
Что такое миф и мифология?Миф представляет
собой попытку первобытного человека объяснить явления окружающей
действительности на основе практических знаний и опыта первобытного человека. Он представляет собой отражение действительности в конкретно чувственных образах,
одушевление существ, которые мыслятся предельно реально. Через миф и мифологию
передаются знания, опыт из поколения в поколение.
Какие бывают мифы?
- Космогонические мифы;
- Антропогонические мифы;
- Тотемические – мифы о прародителях человека (животных)
- Календарные – мифы о погоде и природных явлениях
- Этиологические мифы (введение культурных благ, о регуляции
человеческого поведения).
Сходства и отличия мифов и сказок
Сходства мифа и сказки заключаются в антропоморфизме, а
различие:
1. В мифологический образ верят, а в сказку нет.
2. Миф объясняет какую-то черту окружающего мира, а сказка
служит для развлечения.
3. В мифе есть особое «мифологическое время» - это
стародавнее времена, которые отдалены от современности значительным промежутком
времени.
Причины появления мифологии связываются с потребностью
человека объяснять явления окружающего мира, что связано с ростом
любознательности и производительных сил человека.
В мифе запечатлевается все то, что человек видит вокруг
себя.
Миф повествует о событии которое происходит в неком правремении ( сакральном или священном) в этом времени действуют предки, т.е тотемы
или духи, которые оказываются бессмертными. Правремя может рассматриваться как
время перводействии, как эпоха первовещей (превый огонь, первый дом). Время же
в котором живут племена составляющее миф это профанное время (время истории,
где совершаются реальные события).
Главная задача мифа –
превратить хаос в космос. Космос - это
порядок, структура мира, который застал человек. Космический порядок имеет трех
частное деление – это небо, земля и подземное
царство. Время мифа может рассматриваться как время сновидения. Это
говорит о том, что события правремени могут появляться в снах человека. И миф
становится вестью, которая доходит до нас со времен творения.
Изучение мифологии
Мифы были изучены психологами 20 века. К-Г. Юнг. Является учеником Зигмунда
Фрейда. Он вводит понятие как «коллективное бессознательное» – это сама древняя
форма человеческого духа, некие общие человеческие представления о том или ином
явлении. Структуру задают архетипы, которые влияют на поступки человека на отношения с окружающей средой.
Архетип – это форма без собственного содержания, которая
является важнейшей структурной единицей коллективного бессознательного,
организующая и направляющая психические процессы. Архетип проявляет себя в виде
символов (образы героев, мифы, фольклор).
Можно сделать вывод: архетипы фиксируют в себе обобщенный
опыт человечества, опыт предков, который передается следующим поколениям, а
значит и мифы есть не что иное, как память о тех временах, которые человеком
уже забыты. Все что произошло в мифе было на столько давно, что память уже
воспроизвести не может. Вся мифология – проекция коллективного
бессознательного.
Интересные материалы:
|