История России  /  Исторические термины  /  Реформация в Европе

Реформация в Европе

Реформация, оказавшая существенное влияние на развитие европейских стран. Это было сложное религиозное и социальное движение XVI—XVII вв., принявшее форму борьбы против всеобъемлющего господства католической церкви в духовной, политической, экономической областях.

Под общим термином «Реформация» принято понимать религиозные преобразования, направленные на освобождение верующих от повседневной опеки церкви, навязанной церковной иерархией. Главными идеологами Реформации стали М. Лютер (1483-1546), Т. Мюнцер (ок. 1490—1525), У. Цвингли (1484—1531), Ж. Кальвин (1509—1564). Началась она с требования Лютера отменить индульгенцию (плата церковным служителям за отпущение грехов). Провозглашая единственным источником веры Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы) и отрицая Священное Предание (сочинения отцов церкви и решения соборов), лидеры Реформации утверждали, что человеку для спасения своей души и для общения с Богом не нужно посредничество церкви, священнослужители обязаны оказывать помощь в изучении Священного Писания, что залог спасения не во внешних проявлениях религиозности, а в вере каждого в искупительную жертву Христа.

Цвингли выступал против католической культовой обрядности, полагал, что народ имеет право защиты от властей, попирающих «божественные законы». Кальвин проповедовал изначальную «избранность» людей. «Избранность» человека, его предопределенность к спасению должна быть выражена в активной мирской и профессиональной деятельности, в реализации данных Богом человеку способностей и возможностей.

Реформационное движение в Европе

Реформационное движение охватило земли Центральной и Западной Европы, привело ко многим конфликтам (Варфоломеевская ночь в Париже 1572 г.; во время погромов по всей Франции погибло около 20 000 человек), религиозным и крестьянским войнам, образованию англиканской церкви (1558 г.), формированию протестантизма в лоне христианства. Идеи Реформации стали основой идеологии нарождающегося и крепнущего класса предпринимателей, банкиров.

Религиозное противостояние в Европе католиков и протестантов привело в начале XVII в. к Тридцатилетней войне. Вестфальский мир 1648 г. не смог изменить конфессиональной карты Европы (север —протестантский, а юг — Италия, Испания, Франция, Польша, Венгрия, Чехия и средние германские земли — остался в лоне католицизма), однако после его заключения была сломлена диктатура католической церкви и созданы предпосылки для развития национальных государств. В развитии национальных государств в Европе набирали силу две тенденции: 1) сохранение традиционных обществ с приоритетом католических ценностей; 2) образование и развитие государств светского типа, основу которых составляло рациональное мышление их граждан, автономия личности и ограничение властных структур силой закона. Развитие второй тенденции ускорили Нидерландская (1566—1579) и Английская (1640—1689) революции.

Данные тенденции формировались и укреплялись несколько веков. Именно в период XII—XVI столетий были заложены основы целостной европейской цивилизации, что проявилось в наличии сходных признаков и черт развития обществ. Страны Европы развивались не только в экономическом, социально-политическом отношениях, но и в демографическом — их население возросло с 55 млн человек в 1450 г. до 100 млн в 1680 г.

На карте Европы середины XVII в. были следующие государства: королевства — Англия, Дания, Норвегия, Швеция (включая совреенные прибалтийские территории), Франция, Португалия; владения испанских Габсбургов (Испания, Королевство обеих Сицилий, герцогство Милан, герцогство Модена, французский Контэ, испанские Нидерланды); владения австрийских Габсбургов (Силезия, королевство Чехия, эргерцогство Австрия, королевство Венгрия, Словакия); Священная Римская империя германской нации; Речь Посполитая (включая Полоцк, Витебск, Смоленск, Чернигов, Переяславль, Запо рожье и др.); Папская область; Швейцарский союз; Республика Венеция. Часть народов европейского континента находилась под властью Османской империи: княжества — Трансильвания, Молдавия, Валахия; часть Венгрии, Сербия, Албания, Болгария, Греция, ханство Крымское. По словам Г. Гегеля, «после кругосветных путешествий мир стал для европейцев круглым. То, что не было ими покорено, либо не стоит того, либо еще будет покорено», но к эпохе Великих географических открытий «именно богатый Восток представлялся полунищим европейцам сказочным царством роскоши»


Интересные материалы: