/ / Формационный подход к истории
Формационный подход к истории
Формирования формационного
подхода к описанию истории
Это был период, когда
постепенно утверждался единый подход к освещению истории – формационный
(марксистский). Основы были заложены Марксом и Энгельсом. Этот подход не был
освоен широким кругом историков. В нём было много путаницы и противоречий. Так
в 1920-е гг. вместо понятия «общественно-экономическая формация» часто
применялось понятие «общественная форма». В качестве общественных форм
выделялись следующие – дородовое общество, родовое общество, феодализм, капитализм,
социализм.
Первобытно-общинная
формация делилась на 2 формы – дородовое и родовое общества. А из схемы
выпадало рабовладение. Феодализм отождествлялся с периодом феодальной раздробленности
(окончание одного, завершение другого). Капитализм рассматривался как смена
торгового – промышленным, а затем
финансовым. В качестве отдельных формаций и форм многие выделяли азиатский
способ производства, крепостничество, торговый капитализм. Путаницы было много.
Только в конце 1920-х
историки попытались приблизится к сущности марксистского формационного похода.
В 1929 – 1931 гг. прошла дискуссия о формациях. Начала – ст. Дубровского «К
вопросу о сущности азиатского способа производства. Феодализма, крепостничества
и торгового капитала». АСП – понятие ввёл Маркс (он его ввёл, но не раскрыл).
По-разному подходили к этому вопросу – некоторые считали это отдельной
формацией (Мадьяр – сформулировал признаки способа производства: 1) ч/с
отсутствует на землю, 2) собственник земли и воды является деспотическое
государство, 3) основная форма эксплуатации – налог. По его мнению, АСП
отличается и от рабовладения и от феодализма. Дубровский выступил против такого
понимания АСП как отдельной формации. Он подчёркивал, что исторический процесс
един, что все страны и народы проходят в развитии одинаковые ступени, но каждая
носит свою специфику. Маркс этим термином хотел подчеркнуть просто специфику
Востока на этапе рабовладения и феодализма.
Дубровский
противопоставлял феодализм крепостничеству, считая их разными формациями. Основа
феодального способа производства является натуральное хозяйство, прибавочный
продукт присваивается земельным собственником в форме оброка и на этой основе
вырастает феодальная надстройка, которая характеризуется децентрализацией
власти (характерна феодальная раздробленность).
Основным признаком
крепостнической формации является барщинное хозяйство, при котором прибавочный
продукт присваивается землевладельцем в форме отработочной ренты –
барщины. Такая система рождает
крепостное право и новую форму надстройки – диктатуру крепостников в форме
единого централизованного государства.
Критике подвергся термин
«торговый капитализм». Он был введён Покровским, который видел тут отдельную
формацию на Руси с 17 века. В 1920-е годы Покровский был признанным лидером
советской истории. Только с 1926 началась осторожная критика относительно ТК.
Тогда впервые Томсинский подчеркнул, что в основу периодизации истории следует
класть отношения производства, а не обмена – ТК не форма, так как ничего не
производит.
Снова началась критика
Покровского относительно ТК. Дубровский теперь прямо подчёркивал, что ТК – не
особая формация, призывал участников дискуссии вообще отказаться от этого термина.
В частности предлагалось взамен термина «ТК» ряд других понятий:
-«предкапитализм»
-«ранняя фаза капитализма»
- «мануфактурный период»
Однако сущность понятий
тогда осталась нераскрытой. Эта дискуссия не решила всех вопросов. Но её
значение в постановке данных вопросов.
Постепенно в науке
утверждается пятичленное деление истории общества по общественно-экономическим
формациям. Историки стали применять марксистский подход к изучению отдельных
проблем русской истории – и к периоду феодализма. На практике теория стала применяться.
Интересные материалы:
|