/ / Исторические источники Древней Руси
Исторические источники Древней Руси
Древнейшей
формой накопления знаний о прошлом были устные народные предания: былины, сказки, предания, устное народное творчество. В них могут быть
хронологические неточности, смещение исторических событий, но в них даётся народная
оценка события (с позиции народа).
Большое значение
для накопления знаний имело возникновение письменности, что позволило фиксировать знания и передавать их последующим поколениям
(телячья кожа, береста, первая библиотека Ярослава Мудрого).
Письменность была сосредоточена в руках господствующего класса – сказывалось на оценке событий. С принятием христианства устанавливается монополия церкви на создание духовных ценностей. Письменные произведения писались в
монастырях, позже стали создаваться в государственных учреждениях. Авторами
были духовные лица.
На Руси первыми
сочинениями были летописи, в которых события излагались по «летам», - годам. Установление хронологии было большим шагом вперёд. Иногда в летописи включались различные
повести, легенды, сказания, которые могли существовать и отдельно от летописей.
На Руси летописание началось в XI веке (в конце X века).
Около 1113 г. в Киево-Печорском
монастыре было создано крупнейшее произведение – ПВЛ. В некоторых списках автором называется монах Нестор. Это самое крупное
произведения домонгольской Руси. Открывается всё историко-этнографическим
введением, в котором автор писал о расселении славян, о жизни и быте племён, о
борьбе с кочевниками.
Повесть временных лет как исторический источник
В ПВЛ под 862 г. была приведена легенда
о призвании варягов на Русь. Включение легенды было вызвано причинами:
1)
Борьба
Руси с Византией. Летописец стремился показать необоснованность притязание
Византии на русские земли.
2)
Дань
тогдашней традиции, так как в то время объяснение каждому новому событию искали
за пределами страны, либо посланному Богом.
Автор ПВЛ как и
другие летописцы был провиденциалистом. От слова «провидение» (любое событие – от Бога).
В период
феодальной раздробленности возникает и местное летописание (более десятка центров – практически во всех княжествах и землях). В
местном летописании появляются и специфические особенности, но были и общие
моменты. Псковские летописи похожи на военные хроники (но это было основным из-за специфики географического положения).
Новгородские летописи больше похожи на городскую хронику. Владимиро-Суздальские летописи носили почёркнуто религиозный характер, его затем заимствовало московское летописание (XIV век).
В период
складывания единого московского государства исчезает местное летописание, уступая место единому русскому летописанию. В эпоху Ивана Грозного появляется записной приказ, куда поступали все документы с мест.
Исторические
события содержались и во множестве других литературных произведениях Древней Руси – «Слово о полку Игореве», воинские повести – «Сказание о
Мамаевом побоище», «Сказание о Батыевом разорении».
В XIV – XV вв. появляются общерусские произведения, которые получили название «летописных сводов». Это тоже летопись, но несколько шире. Наиболее известные – Никоновская и Воскресенская
летописи (общерусские произведения).
В XVI веке постепенно складывается абсолютизм – потребность в историческом обосновании его возникновения и господства.
Летописи в этих условиях не отвечали требованиям времени – постепенно летописание
исчезает.
Новые
произведения: в эпоху Грозного была создана «Книга степеннАя царского
родословия» (автор
неиз.). Впервые в ней был поставлен
вопрос о возникновении царской власти (проводилась идея божественного
происхождения власти). На долгие годы тема происхождения власти стала на 1
место в исторической науке.
Тогда же был
создан Лицевой свод в 10 томов – иллюстрированный свод всемирной истории, начиная от рождения Христа до последних лет. Имелось 16 000
иллюстраций. Автор неизв.
В эпоху Ивана
Грозного появляется ряд исторических произведений, призванных обосновывать
царскую власть и её действия: «История казанского царства». Значение имели письма старца Филофея из Елизаровского монастыря – послал письма в адрес московских князей с
идеей «Москва – третий Рим».
Наряду с
провиденциализмом ряд авторов пытались объяснить события не только волей Бога,
но и влиянием человека (царя, полководца, духовного лица) – появлялись элементы
рационализма.
Перелом в
развитии исторических знаний наметился в начале XVII века. Это выразилось в серии публицистических произведений, посвящённых событиям смутного времени. Они носили смешанный характер – среди них были повести и свидетельства
очевидцев событий. Активно освещались в хронографах (хронограф появился к концу XVI века, развился в XVII, он близок к летописи, но
там события русской истории тесно увязывались с мировой историей). В центре авторов произведений XVII века – вопрос о причинах случившегося, о причинах Смутного времени.
Очень часто авторы относили причину Смутного времени на счёт династического
кризиса. Особенно ярко
эта тенденция проявилась в хронографе 1617 г. Он дал официальное
толкование. Виновником смуты назывался Борис Годунов, который убил царевича
Дмитрия. В результате народ вышел из повиновения (власти законной не стало),
начались восстания, а потом пришли интервенты. Это всё же уже рационалистический
подход. Только восстановление
законной власти путём всенародного избрания Михаила Романова вернуло порядок
России. Здесь к вопросу о происхождении власти добавилась идея
всенародного избрания (новое для истории).
Ярко проявилось
то, что история всё больше становилась прагматической – «поучающей». Люди должны были извлекать уроки из прошлого. В это время также
произошёл церковный раскол, что привело к тому, что появились тексты расколькников и от
официальной церкви
(различие оценок событий). Раскольники или старообрядцы выступили первыми критиками официальной
историографии (самое яркое произведение – «Житие протопопа Аввакума им самим написанное»).
В XVII веке страна подходила к новому рубежу.
Интересные материалы:
|