/ / Революционно-демократическое направление в русской историографии
Революционно-демократическое направление в русской историографии
Революционно-демократическое направление в
русской историографии
Основные идеологи
историками не были.
В 1830 – 1840-е гг. на
арену общественного движения наряду с дворянами выступают разночинцы, которые
были носителями революционно-демократической идеологии. Они не были историками,
но в интересах борьбы с самодержавием и крепостничеством обращались к истории.
В 1830-1840-е гг. главными представителями были Белинский и Герцен, а в 1850 –
1860-е – Чернышевский и Добролюбов. Они были революционерами-демократами:
1)
Интерес к истории
народа – движущей силе истории
2)
Боевая партийность
– борьба с идейными противниками и фальсификаторами истории (критика
славянофилов и Карамзина)
3)
Изучение истории с
позиции угнетённого класса, особый интерес к событиям, где проявляются творческие
силы народа
4)
Идея общинного
социализма – теория самобытности русской истории (община – зародыш социализма)
5)
Решающий элемент
прогресса – классовая борьба и революция
6)
Отрицание
норманнской теории
7)
Внимание к
петровским прогрессивным реформам
8)
Критическое
отношение к официальным источникам
Они были идеалистами во
взглядах, но у них были и материалистические догадки.
Белинский – «Литературные
мечтания» и рецензии на работы исторического характера.
Герцен – 22 тома
сочинений, ¼ из них связана с историей и развитием общественной мысли («Очерки
истории 1825 года», «Россия и Польша» (ст.), «Былое и думы» (широкая панорама
страны XIX века – современность, источник)).
Чернышевский – первым дал
оценку реформе 1861 г., интерес к петровской эпохе – ряд статей «Первые годы
царствования Петра Великого», «Сведения о жизни и смерти Алексея Петровича».
Десятки рецензий на исторические работы.
Добролюбов – рецензии на
работы других авторов.
Профессиональным историком
направления был Афанасий Прокофьевич Щапов. Родился в Сибири, в духовной семье
в Иркутской губернии, духовное образование – бурса, духовная семинария,
Казанская духовная академия. Потом преподавал в академии. После событий 1861
был отстранён от преподавания и снова выслан в Сибирь, где участвовал в
этнографических экспедициях. Был близок к Чернышевскому, журналу «Современник»,
знаком с Писаревым, интересовался историей.
Тема его трудов была
связана с историей церкви. 1858 г. – диссерт. «Русский раскол старообрядчества»,
затем – «Земство и раскол». Церковный раскол – середина XVII века. Щапов первым доказал, что раскол церкви – это
социально-политическое явление, протест народа против угнетения, принявший
религиозно-мистическую форму.
Он пытался показать
особенности исторического развития России: главная особенность - областность
(земско-областная теория: единой истории России не существует, это история
складывается из историй отдельных областей, областных масс народа – своеобразие
народа). Областной элемент зародился в древности, а затем последовала борьба
областей. Областной элемент Щапов считал главным мотивом народных волнений.
Борьба областей привела к тому, что образовалось единое централизованное
государство и установилось самодержавие.
В конце жизни сам автор
отказался от теории. Он доказывал, что самодержавие – главный тормоз
исторического развития страны, такой же тормоз – крепостничество. Оформление
права относил к концу XVI века и связывал с
с/х кризисом. Век расцвета крепостничества – XVIII век.
Важным этапом были реформы
Петра I. В деятельности Петра он видел две стороны – реформы
были прогрессивными, вторая – в интересах господствующего класса, сопровождаясь
усилением крепостничества.
По-новому он оценил эпоху
Алексея Михайловича (до этого считали, что данный период – мир и спокойствие).
Он считал, что это правление было заполнено социальными конфликтами – один из
них – как раз раскол. Щапов преувеличивает антифеодальную сущность раскола.
Этим он объясняет все последующие конфликты и восстания.
Главная роль в борьбе с
крепостничеством – отводил крестьянству, интеллигенция должна просветить народ,
придать движению организованный характер.
Щапов допускал и
возможность капиталистического развития России. Он изучал многие малые народы
России.
Интересные материалы:
|