/ / Становление идеологии славянофильства
Становление идеологии славянофильства
История становления
идеологии славянофильства
В 1840-е годы сложилась славянофильская идеология. По классовой основе – дворянская. Однако
они выступали за ограничение самодержавия, отмену крепостного права сверху
руками помещиков – представляли собой дворянскую оппозицию правлению Николая.
Противопоставляли историю России и Запада – всесторонне развили концепцию самобытности.
В истории каждого
государства раскрывается дух народа (в России он заключался в религиозности,
покорности и общинности). В первозданном виде он существовал в допетровской Руси. До конца XVII века народ и государство не мешали друг другу. Петр
принёс чуждые нравы, поработил народ, ввёл крепостное право и извратил
национальные качества народа.
В перспективе считали необходимым вернуться к допетровским
временам.
Главная особенность истории по их мнению – община, в которой народ нашёл свой дух. Благодаря общине
русская история отличалась от западной и носила мирный характер.
Особенно полно взгляды
славянофилы выразил Аксаков: «Об
основных началах русской истории», «О русской истории» (статьи с
теоритическими обоснованиями). Близки ему Хомяков и Киреевский. У славянофилов
были общие черты с официально-охранительным направлением, но в отличие от него,
они представляли дворянский либерализм и были дворянской оппозицией режиму. Он
признавали в истории народ – поэтому они проявляли интерес к народной жизни
(фольклору) и истории крестьянства.
К славянофилам относился
И. Д. Беляев (не идеолог, историк) – создал значительный труд в славянофильской
историографии «Крестьяне на Руси»
(первый труд по истории крестьянства!). В основе лежит славянофильская
концепция. Привлёк много источников, описывая разные группы крестьянства, быт,
культуру, положение в общине.
Он также занимался
историей Пскова – «История Пскова и
Псковской земли» 1841 г.
Интересные материалы:
|