/ / Творчество Н.И. Костомарвоа
Творчество Н.И. Костомарвоа
Историческое творчество
Н.И. Костомарова, его роль в российской историографии
Из представителей
либерально-буржуазной историографии видное место занимал Николай Иванович
Костомаров. Жил на Украине, о его занятиях историей долго не знал. Только в 40
лет он приехал в Петербург и опубликовал две свои работы – «Богдан Хмельницкий»
и «Бунт Стеньки Разина» (о народном движении, первый, кто посвятил работу
социальному движению). С 1859 г. он стал преподавать в университете Петербурга.
В 1862 – скандал в университете (конфликт). С 1862 г. он сосредоточился на
литературной и журналистской деятельности. Написал 21 том «Исторических
монографий» и подготовил 20 томов документов. Писал образно. На 1 год попал в Петропавловскую
крепость – из-за памфлетов на русских царей.
Из его монографий крупной
работой является «Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого
уклада. Новгород. Псков. Вятка».
Русскую историю он делил
на следующие периоды: 1) удельно-вечевой (до XVI в.) – Киевская Русь (9-12 вв.), северо-восточная Русь
(12 – сер. 13 вв.), татаро-монгольский этап (13 – 15 вв.) 2) единодержавный (XVI – сер. XIX века), 3) период
примирения государства с народом (от реформы 1861 г.).
История Киевской Руси –
история южно-русской, украинской народности. В этот период сложился удельно-вечевой
федеративный строй, т.е. Киевская Русь состояла из нескольких автономных
земель, объединённых в Федерацию на основе связующих начал: общность
происхождения, быта, языка, единого княжеского рода и единой веры.
К середине 12 века
удельно-вечевой принцип утвердился и в Северо-Восточной Руси. Костомаров
всячески переоценивал демократичность вечевого строя и идеализировал
удельно-вечевой период истории России, так как считал такой порядок единственно
приемлемой формой организации общества. Прообразом будущего устройства России.
Вечевая свобода погибла в
огне монголо-татарского нашествия. Монголы обеспечили переход к единодержавию.
Влияние внешнего фактора. По его мнению,
при Иване III единодержавие взяло
перевес над удельностью, а при Грозном оно окончательно утвердилось.
Во втором периоде он тоже
выделял два этапа, раздел между которыми были реформы Петра. Они привели к
тому, что государственная власть окончательно обособилась от народа.
История народных волнений
(смута, Разин) объяснялась отголосками удельно-вечевой вольницы. В то же время
он считал эти явления бессмысленными и бесплодными. Боязнь повторения в настоящем.
Костомаров игнорировал
социально-экономическую историю. Тем не менее, он оставил след как
популяризатор знаний, как исследователь.
Интересные материалы:
|