История России  /  Историография  /  Творчество Н.И. Костомарвоа

Творчество Н.И. Костомарвоа

Историческое творчество Н.И. Костомарова, его роль в российской историографии

Из представителей либерально-буржуазной историографии видное место занимал Николай Иванович Костомаров. Жил на Украине, о его занятиях историей долго не знал. Только в 40 лет он приехал в Петербург и опубликовал две свои работы – «Богдан Хмельницкий» и «Бунт Стеньки Разина» (о народном движении, первый, кто посвятил работу социальному движению). С 1859 г. он стал преподавать в университете Петербурга. В 1862 – скандал в университете (конфликт). С 1862 г. он сосредоточился на литературной и журналистской деятельности. Написал 21 том «Исторических монографий» и подготовил 20 томов документов. Писал образно. На 1 год попал в Петропавловскую крепость – из-за памфлетов на русских царей.

Из его монографий крупной работой является «Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. Новгород. Псков. Вятка».

Русскую историю он делил на следующие периоды: 1) удельно-вечевой (до XVI в.) – Киевская Русь (9-12 вв.), северо-восточная Русь (12 – сер. 13 вв.), татаро-монгольский этап (13 – 15 вв.) 2) единодержавный (XVI – сер. XIX века), 3) период примирения государства с народом (от реформы 1861 г.).

История Киевской Руси – история южно-русской, украинской народности. В этот период сложился удельно-вечевой федеративный строй, т.е. Киевская Русь состояла из нескольких автономных земель, объединённых в Федерацию на основе связующих начал: общность происхождения, быта, языка, единого княжеского рода и единой веры.

К середине 12 века удельно-вечевой принцип утвердился и в Северо-Восточной Руси. Костомаров всячески переоценивал демократичность вечевого строя и идеализировал удельно-вечевой период истории России, так как считал такой порядок единственно приемлемой формой организации общества. Прообразом будущего устройства России.

Вечевая свобода погибла в огне монголо-татарского нашествия. Монголы обеспечили переход к единодержавию. Влияние внешнего фактора. По его мнению, при Иване III единодержавие взяло перевес над удельностью, а при Грозном оно окончательно утвердилось.

Во втором периоде он тоже выделял два этапа, раздел между которыми были реформы Петра. Они привели к тому, что государственная власть окончательно обособилась от народа.

История народных волнений (смута, Разин) объяснялась отголосками удельно-вечевой вольницы. В то же время он считал эти явления бессмысленными и бесплодными. Боязнь повторения в настоящем.

Костомаров игнорировал социально-экономическую историю. Тем не менее, он оставил след как популяризатор знаний, как исследователь.


Интересные материалы: