/ / Краткая история старообрядчества
Краткая история старообрядчества
История
старообрядчества (кратко)
Старообря́дчеством, древлеправосла́вием принято называть
общую совокупность религиозных организаций и течений в русле православной
русской традиции, которые отвергли предпринятую патриархом Никоном и правителем
Алексеем Михайловичем реформу русской церкви, главной целью которой была полная
унификация (приведение к единому эталону) богослужебного чина Русской
православной Церкви вместе с Церковью греческой, а ещё прежде –
Константинопольской Церковью.
Церковная реформа патриарха Никона вызвала в Русской Церкви
раскол. Главные приверженцы старообрядчества вплоть до семнадцатого апреля 1905
года назывались «раскольниками», однако в двадцатом веке позиция по ним
смягчилась.
Сам термин взялся со слов «старый обряд» и именно в этом
старом обряде кроется история старообрядцев.
Итак, в 1653 году по поручению царя Алексея Михайловича
патриарх Никон начал проводить церковную реформу, основные правила которой были
таковы:
1.
для богослужения нужны были иконы исключительно
греческого письма;
2.
переводились заново греческие книги и вносились
определённые исправления;
3.
«Аллилуйя» произносилось не дважды, но трижды;
4.
теперь писали вместо Исус Иисус;
5.
во время крестного хода шли навстречу солнцу;
6.
поясными поклонами заменили земные;
7.
было введено крестное знамя тремя перстами, а
ранний вариант был предан проклятию.
Именно против последнего перечисленного изменения обряда и
вышли люди среди которых были не только представители духовенства, но и другие
(крестьяне, рабочие, стрелки и пр.). Обвиняя патриарха Никона в греческой ереси
протопоп Аввакум, нетерпимый и отчасти фанатичный противник нововведений
призывал всех скинуть «ярмо ереси».
Однако в 1656 году Собором были отлучены от церкви все, кто
придерживался старых обрядов, а Аввакум вместе со своей семьёй были сосланы за
«многое бесчинство» в Тобольск. После этого Аввакум написал в своём «Житии» о
многих несчастиях вызванных церковной реформой царя и Никона. В 1682 году
Аввакума сожгли заживо за «поношения великие на весь царский двор».
Некоторые люди же, остались при своём мнении и остались
практиковать вопреки царским наказам старые формы обрядов, оставаясь уверенными
в их правдивости.
По сути, так и было. Ведь в момент крещения Владимиром Руси
в Византии существовало два устава, противоречащих содержанием друг другу. По
одному из них креститься следовало двумя, а по другому – тремя перстами.
Интересные материалы:
|