История России  /  Алексей Михайлович  /  Краткая история старообрядчества

Краткая история старообрядчества

История старообрядчества (кратко)

Старообря́дчеством, древлеправосла́вием принято называть общую совокупность религиозных организаций и течений в русле православной русской традиции, которые отвергли предпринятую патриархом Никоном и правителем Алексеем Михайловичем реформу русской церкви, главной целью которой была полная унификация (приведение к единому эталону) богослужебного чина Русской православной Церкви вместе с Церковью греческой, а ещё прежде – Константинопольской Церковью.

Церковная реформа патриарха Никона вызвала в Русской Церкви раскол. Главные приверженцы старообрядчества вплоть до семнадцатого апреля 1905 года назывались «раскольниками», однако в двадцатом веке позиция по ним смягчилась.

Сам термин взялся со слов «старый обряд» и именно в этом старом обряде кроется история старообрядцев.

Итак, в 1653 году по поручению царя Алексея Михайловича патриарх Никон начал проводить церковную реформу, основные правила которой были таковы:

1. для богослужения нужны были иконы исключительно греческого письма;

2. переводились заново греческие книги и вносились определённые исправления;

3. «Аллилуйя» произносилось не дважды, но трижды;

4. теперь писали вместо Исус Иисус;

5. во время крестного хода шли навстречу солнцу;

6. поясными поклонами заменили земные;

7. было введено крестное знамя тремя перстами, а ранний вариант был предан проклятию.

Именно против последнего перечисленного изменения обряда и вышли люди среди которых были не только представители духовенства, но и другие (крестьяне, рабочие, стрелки и пр.). Обвиняя патриарха Никона в греческой ереси протопоп Аввакум, нетерпимый и отчасти фанатичный противник нововведений призывал всех скинуть «ярмо ереси».

Однако в 1656 году Собором были отлучены от церкви все, кто придерживался старых обрядов, а Аввакум вместе со своей семьёй были сосланы за «многое бесчинство» в Тобольск. После этого Аввакум написал в своём «Житии» о многих несчастиях вызванных церковной реформой царя и Никона. В 1682 году Аввакума сожгли заживо за «поношения великие на весь царский двор».

Некоторые люди же, остались при своём мнении и остались практиковать вопреки царским наказам старые формы обрядов, оставаясь уверенными в их правдивости.

По сути, так и было. Ведь в момент крещения Владимиром Руси в Византии существовало два устава, противоречащих содержанием друг другу. По одному из них креститься следовало двумя, а по другому – тремя перстами.


Интересные материалы:
техническое обслуживание пожарной сигнализации гост