История России  /  Культура Древней Руси  /  Челядь в Древней Руси

Челядь в Древней Руси

Челядь в Древней Руси

Челядь как категория древнерусского населения

В Древней Руси словом «челядь» назывались рабы, которые в девятом – десятом веках стали одним из самых распространённых объектов купли-продажи. Древний литературный памятник «Повесть временных лет» описывает так походы князей Киевской Руси (переведено): «Брали они тогда скот, вежи с добычей, верблюдов, коней, овец с челядью, захватив торков и печенегов с вежами. И возвратились на Русь с большим количеством пленных и со славой и с великой победой!».

В девятом – двенадцатом веках челядью называли лично зависимых людей из числа взятых в плен во время военных действий. Неполноправное положение челяди было закреплено и законодательно: так за то, что был убит холоп убийца был обязан уплатить штраф в пять гривен, которые отходили господину убитого в качестве возмещения ущерба. А позже, челядью принято было называть широкий круг феодально-зависимых людей вместе с холопами.

С одиннадцатого века термином «челядь» называли зависимое население, которое было занято работой в феодальном хозяйстве.

Необходимо также отметить то, что рабы – иноплеменники являлись самым древним типом зависимых людей на территории, которая была занята восточными славянами. Именно их с самого начала формирования Руси и было принято называть челядью.

Являясь ходким товаром, челядь олицетворяла собою некое богатство. При случае ею одаривают, а также она ставится наравне с неодушевлёнными вещами торга.

В описании челяди в Краткой правде (в шестнадцатой статье) в ней легко можно узнать обыкновенного раба. Так как челядь состоит в полной собственности своего господина, поддерживаемой и признаваемой законом. Сбежавшего от хозяина челядина ловили и возвращали владельцу словно скот. С юридической точки зрения, которую освещает нам Краткая правда челядин является полностью бесправным и выступает как объект права по отношению к своему законодателю и в качестве вещи по отношению ко своему господину.

Изучая холопов и челядь описанную в Краткой правде, историк И. Смирнов убедился в том, что внутри неё данные термины чётко расходятся и делятся между правдой Ярославичей и Древнейшей Правдой. Из этого автор делает вывод об отмирании челядинства, которое происходит примерно в середине одиннадцатого века.

Однако о присутствии челяди в социальной структуре Руси в двенадцатом веке говорит нам Пространная Правда, упоминая то, что сбежавшего челядина нужно возвращать господину.


Интересные материалы:
купить бессер в нижнем;забронировать гостиницу в центре Москвы без предоплаты