/ / Челядь в Древней Руси
Челядь в Древней Руси
Челядь в Древней Руси
Челядь как категория
древнерусского населения
В Древней Руси словом «челядь» назывались рабы, которые в
девятом – десятом веках стали одним из самых распространённых объектов
купли-продажи. Древний литературный памятник «Повесть временных лет» описывает
так походы князей Киевской Руси (переведено): «Брали они тогда скот, вежи с
добычей, верблюдов, коней, овец с челядью, захватив торков и печенегов с
вежами. И возвратились на Русь с большим количеством пленных и со славой и с
великой победой!».
В девятом – двенадцатом веках челядью называли лично зависимых
людей из числа взятых в плен во время военных действий. Неполноправное
положение челяди было закреплено и законодательно: так за то, что был убит
холоп убийца был обязан уплатить штраф в пять гривен, которые отходили
господину убитого в качестве возмещения ущерба. А позже, челядью принято было
называть широкий круг феодально-зависимых людей вместе с холопами.
С одиннадцатого века термином «челядь» называли зависимое
население, которое было занято работой в феодальном хозяйстве.
Необходимо также отметить то, что рабы – иноплеменники
являлись самым древним типом зависимых людей на территории, которая была занята
восточными славянами. Именно их с самого начала формирования Руси и было
принято называть челядью.
Являясь ходким товаром, челядь олицетворяла собою некое
богатство. При случае ею одаривают, а также она ставится наравне с
неодушевлёнными вещами торга.
В описании челяди в Краткой правде (в шестнадцатой статье) в
ней легко можно узнать обыкновенного раба. Так как челядь состоит в полной
собственности своего господина, поддерживаемой и признаваемой законом.
Сбежавшего от хозяина челядина ловили и возвращали владельцу словно скот. С
юридической точки зрения, которую освещает нам Краткая правда челядин является
полностью бесправным и выступает как объект права по отношению к своему
законодателю и в качестве вещи по отношению ко своему господину.
Изучая холопов и челядь описанную в Краткой правде, историк
И. Смирнов убедился в том, что внутри неё данные термины чётко расходятся и
делятся между правдой Ярославичей и Древнейшей Правдой. Из этого автор делает
вывод об отмирании челядинства, которое происходит примерно в середине
одиннадцатого века.
Однако о присутствии челяди в социальной структуре Руси в
двенадцатом веке говорит нам Пространная Правда, упоминая то, что сбежавшего
челядина нужно возвращать господину.
Интересные материалы:
|