/ / Крестоцеловальная запись в Древней Руси
Крестоцеловальная запись в Древней Руси
Крестоцеловальная
запись в Древней Руси
Крестоцеловальной записью в Древней Руси называлась
определённая присяга или запись о принятии присяги, которая сопровождалась
целованием креста. Ранее, до христианства существовал аналогичный обряд, когда
присягу или клятву давали перед идолом Перуна. Именно с этих времён по
утверждениям некоторых учёных и пошёл данный обычай.
При этом, за всю историю Руси было немало примеров
крестоцеловальных записей, однако самым ярким примером по которому можно
полностью оценить серьёзность данного действия для людей того временного
периода, безусловно, является крестоцеловальная запись Василия Шуйского от 1606
года. Данный документ включает в себя пункты по лояльности подданных, защите
короны и авторитета правящего лица перед его служащими, а также закрепляет так
называемые гарантии прав личности за правящий трон. При этом, законное судебное
разбирательство могло гарантировать охрану каждого существующего в то время
сословия от различного рода произвола. Кроме этого, запрещалось преследование
родственниками виновных, а само судебное рассмотрение дел отныне должно было
базироваться исключительно на определённых конкретных уликах.
Василий Шуйский – русский правитель в период с 1552 года по
162 год, приходился сыном князю И. Шуйскому, был одним из заговорщиков против
Бориса Годунова, а также поддерживал Лжедмитрия, однако вскоре вступил против
него в заговор и сам возглавил переворот в ходе которого Лжедмитрий был
свергнут.
Этот правитель смог занять престол без согласия Земского собора
и именно по этой причине он не был горячо любим ни народом, ни высшими слоями
общества.
При этом, вступая на престол, он дал крестоцеловальную
запись, обещая не накладывать опалы без решения на то боярского суда, не
слушать ложных доносов и прочее, что мы уже перечисляли в начале статьи. Данная
крестоцеловальная запись фактически отражала ослабление царской власти в связи
с прекращением правления государством законной династии. Эта запись уникальна,
ведь она является первым договором русского царя со своими подданными.
В крестоцеловальной записи Василий Шуйский провозглашал
принцип наказания по суду со своими боярами. И без того немало потерпевшие при
Годунове бояре обеспечили себе тем самым имущественную, а также личную
безопасность. Однако крестоцеловальная запись никак не коснулась фундамента
государственного порядка.
Интересные материалы:
|